fbpx

6 День марафона «Думай по-новому»

Учимся работать с “Мысленной жвачкой”.

Задачи:

  1. Разделять у себя продуктивные и не продуктивные (навязчивые) мысли
  2. Научиться применять 4 тактики работы с навязчивыми мыслями

Мысленная жвачка — это постоянный мысленный поток, который находится в голове.

Мысленная жвачка делится на 2 вида мыслей: 

  1. Продуктивные мысли, которые заставляют нас что-то делать (надо убраться, надо приготовить покушать, надо позвонить маме, надо проверить закрыта ли дверь, надо доделать рабочий проект , надо еще раз обдумать эту проблему…)
  2. Навязчивые мысли (они не продуктивны, не имеют предпосылок в реальной жизни, не подкреплены объективными фактами, дают ощущение “катастрофы”, отнимают много энергии)

Упражнения для работы с навязчивыми мыслями:

  1. «Наблюдение за облаками»

Просто наблюдаем, как мысль приходит и уходит. Представьте, что Вы лежите на летнем лугу и наблюдаете за облаками. Облако прилетело….и улетело….новое облако прилетело…и улетело. Позволяем быть этим мыслям.

Учимся ставить мысленную точку (смотрите 1 день марафона). Эмоционально не вовлекаемся в эти мысли.

2. Доведение до абсурда.

Доведите до конца самую навязчивую мысль во всех подробностях и красках. 

Например, “Я боюсь, что у меня случится ПА. Хорошо, вот она случается, я испытываю все телесные симптомы. У меня дереализация, мир не реальный, я схожу с ума. Вот я сошла с ума, раздетая бегаю по улице. Меня ловит полицейский. Я убегаю, он надевает на меня наручники и отвозит в психиатрическую больницу. Там меня накачивают таблетками, ставят диагноз шизофрения и оставляют в клинике на всю жизнь. Я убиваю врачей и сбегаю из больницы и т.д.”

 Уверена, что концовка всегда будет вызывать улыбку-))

3. Учимся жить “здесь и сейчас” (останавливать мысленный поток или следить за ним). Упражнение из гештальт-терапии.

Попробуйте в течение нескольких минут составлять фразы, выражающие то, что вы в данный момент осознаете-замечаете. Начинайте каждое предложение словами «сейчас», «в этот момент», «здесь и сейчас». Например, сейчас я сижу на стуле, сейчас я ощущаю мягкость стула, сейчас я смотрю на стакан, сейчас я разглядываю рисунок на нем и т. д. 

С какими трудностями вы столкнулись? Возможно Вам показалось глупым это упражнение? Тогда осознайте ваше замечание и момент, когда вы перестали делать этот эксперимент. 

Вы прекратили эксперимент, потому что провалились в размышления или воспоминания? Тогда осознайте этот момент проваливания.

Здесь мы фокусируемся исключительно на теме «Какова ваша актуальность? Можете ли вы действительно чувствовать ее? Можете ли вы чувствовать ее своей?».

Возможно вы обнаружили, что находитесь в прошлом или в будущем, без осознания-замечания того, что вы здесь. 

Возможно, вы заметили, что находитесь вне себя, рассматривая собственный опыт как бы со стороны, не испытывая то, что чувствуете.

Целью упражнения на осознание НЕ является вызвать в вас новые подавления, усилить чувство вины, за то, что не можете выполнить упражнение, или заставить вас сжаться еще больше. 

Напротив, наша цель — расширить или, лучше сказать, повысить осознавание-замечание того, что вы делаете и как вы это делаете.

Осознайте какие чувства, например, недовольство, злость, неприязнь, раскаяние в настоящем влияют на ваши рассуждения о будущем или прошлом. Не ругайте себя, просто описывайте то, что замечаете. 

Например, сейчас я еду в метро. Сейчас рассматриваю мужчину напротив. Сейчас я вижу шрам над его бровью. Теперь вспоминаю одного моего знакомого с похожим шрамом.

Восстановление полного чувствования актуальности — чрезвычайно впечатляющий опыт, многие пациенты восклицали: «Я чувствую себя живым, мир действительно здесь». Или «Я проснулся, мир стал ярче и насыщеннее».

4. Убеждаемся, что мысли НЕ материальны.

Если Вы боитесь, что Ваши “плохие” мысли сбудутся, то проведите эксперимент: силой мысли сломайте свой телефон. Если бы кто-то в мире доказал материальность мыслей, то за это была бы присуждена Нобелевская премия-))

Главные ошибки при работе с навязчивыми мыслями:

  1. Пытаться не думать эти мысли
  2. Запрещать себе их думать (бороться)
  3. Отвлекаться от этих мыслей

Домашнее задание:

  1. В течении дня записывайте все свои  мысли. Абсолютно все. Это нужно для того, чтобы убедиться, что Вас посещают абсолютно разные мысли: “плохие”, хорошие, дурацкие, умные, мазохистические, садистские, продуктивные, абстрактные, философские, практические и т.д. 
  2. В конце дня разложите листочки с мыслями на 3 стопки:

список дел

мысли, которые еще нужно додумать

навязчивые мысли (которые вызывают беспокойство и которые Вы “не хотите думать”, сами лезут в голову)

Запишите то, что получилось (3 раздела).

Выводы 6 дня: 

Мысленную жвачку в голове можно разделить на продуктивные и навязчивые мысли. При работе с навязчивыми мыслями у нас нет задачи избавиться от них. Наша задача наблюдать, не забывая, что “Я-это не мои мысли”.  Я-наблюдатель, который оценивает эти мысли.

Оставить комментарий